Клиент-центрированный подход
В процессе терапии основной акцент ставится на феноменологическом мире клиента, на его видении и понимании ситуации.
Это включает в себя:
1) Эмпатическое понимание, сопереживание, которое обеспечивает благоприятный фон для терапии и развития личности. Принятие мира клиента таким, каким он его видит без оценок и интерпретаций .
2) Безусловно позитивное уважительное отношение к клиенту, моральная поддержка, одобрение, концентрация на положительных сторонах личности.
3) Отсутствие советов, решений, морализаторства.
Целостный подход (гештальттерапии)
Люди, пережившие травму имеют нарушенный образ тела и размытые границы личности. Терапия направлена на восстановление целостности границ как на уровне личности, так и на уровне восприятия тела. С точки зрения Алана Пиза на физическом уровне эта граница – интимное пространство человека, пересечение которого другим человеком, может вызвать неприятные эмоции страха, агрессии и т.п. По мнению Р. Бернса эта граница – некая оболочка Я, Я-концепции, которая позволяет сохранить человеку чувство целостности и защищенности. Если какой-то новый опыт согласуется с существующими представлениями человека о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь этой оболочки. Если опыт не вписывается, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. (Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., «Прогресс», 1986). Если оболочка нарушена или деформирована, то нормальная защита не срабатывает и человек начинает использовать нездоровые методы, чтобы защитить себя – алкоголь, наркотики, агрессия, депрессия.
С точки зрения Райха, между хроническими энергетическим блокировками на физическом уровне и подавляемыми эмоциями на психологическом уровне существует не просто параллель, а прямая связь и это влияет на личностные границы. Граница или оболочка человека, с точки зрения Райха, может иметь три состояния:
-целостное и гармоничное, обеспечивающее высокий энергетический потенциал и способность к самореализации;
-нарушенное, проявляющееся в потере жизненных сил, желаний, устремлений, в астеническом состоянии;
-деформированное, создающее неадекватную активность в попытке сохранить Я-концепцию, снижающее возможности самореализации и адаптации организма (Райх В. Анализ личности. М. С.-Пб., 1999).
Целью кризисной терапии является достижения целостности собственных границ клиента, Принцип «здесь и теперь» позволяет увеличить сферу осознаваемого. В процессе терапии клиент учится понимать собственные ощущения, доверять им и корректировать в нужном направлении. В итоге достигается интеграция всех переживаний, воспроизведение полной картины кризисной ситуации и восстановление деталей во всех репрезентативных системах, всех чувств, мыслей, телесных, соматических ощущений. Это приводит к завершению гештальта и освобождению от патологического комплекса, приведшего к нарушению или деформации образа Я.
Принцип целостности в данном виде терапии означает также отказ от каких бы то ни было интерпретаций, ярлыков и диагноов. Отказ от внедрения во внутренний мир, если не озвучивается специальный запрос, то есть отказ от вскрытия личностных защит и границ клиента.
Информационно-энергетический подход
к психическим явлениям
Этот подход опирается на разработки Л. М. Веккера, ( все психические процессы рассматриваются с энерго-информационной точки зрения),
П. В. Смирнова (информационная теории эмоций), В. Н. Пушкиным и доктором биологических наук А. П. Дубровым (представление о квантово-волновом кодировании психического образа). Согласно концепции
В. Н. Пушкина и А. П. Дуброва, психика, регулирующая поведение человека и животных, содержит элементы голографии, имеющей квантово-волновую природу. Голограмма образа, мысли и слова живет во всех точках пространства, и человек, которому направлена мысль, является точкой фокусировки этой информации и может считывать ее.
Мысль и чувство, исходя из этой гипотезы- это некая субстанция, которая формируется у человека под влиянием информации и энергии полученной извне от человека или ситуации. Метафорически эту субстанцию можно изобразить в виде воздушного шарика. Форма шарика – это мыслеформа, образ. Воздух внутри шара – это то отношение, то чувство, та энергия, которая наполняет мыслеформу. Получив мыслеформу, наполненную энергией, человек, при определенных условиях принимает ее и усваивает, голографически записывает в нейронах мозга. Условия получения мылеформы:
1. Слабая психологическая защита
2. Настройка на данную информацию или источник информации.
В кризисной ситуации под влиянием сильных негативных эмоций или физической боли сознание частично отключается, защита снижается, ослабевает и человек как на магнитофон записывает в особые отделы мозга всю ситуацию. Особенно опасно это для детей, поскольку защита еще не сформирована.
Эмоциональная детерминанта в системе повторяющихся травмирующих ситуаций
Эмоции в травмирующих ситуациях являются самым главным компонентом, вновь и вновь запускающим определенный сценарий и притягивающий соответствующие роли. Эмоции и боль создают тот носитель, на котором записываются все мысли, ощущения и установки. Возможно какая-то ситуация была первой и сформировала негативное чувство, в дальнейшем это чувство становиться магнитом, воспроизводящим подобные ситуации снова и снова в различных социальных группах, в различных ситуациях, то есть становится своего рода негативной программой. Сюжеты обычно очень похожи, детали могут различаться.
Схема развития негативной программы такова:
1-е негативное событие вызывает 1-е негативное чувство,
1-е негативное чувство вызывает 2-ю еще более негативную ситуацию,
2-я негативная ситуация приводит к 3-му еще более сильному негативному чувству
И так по нарастающией до бесконечности или естественного конца.
Если разрядить эмоции, то программа перестает существовать, человек выходит из этого заколдованного круга.
Эмоции – это ядро мотивационной структуры человека, это та энергия, которая, которая заставляет человека совершать какие-либо действия или отказываться от них. По закону сохранения энергии, сформулированному В.М. Бехтеревым в социальной психологии, энергия людей может преобразовываться из одного вида в другой. Энергия собственных эмоций или эмоций, полученных от других людей, преобразуется в энергию химических процессов организма или же в энергию действия
(В. М. Бехтерев. Избранные работы по социальной психологии. 2 том, М, 1999). Характер этих преобразований зависит от знака эмоций. Негативные эмоции вызывают разрушительные процессы внутри или вовне, позитивные – созидательные, нейтральные не производят никакого действия, сохраняя гомеостаз.
Особенность травматической ситуации в том, что негативная энергия никуда не уходит, а остается внутри. Это происходит из за нарушения личностных границ, защитного экрана. В последствии начинаются разрушительные процессы, которые в большей или меньшей степени выражены у всех людей с ослабленной защитой. Чтобы полностью освободиться от нее, необходимо проработать всю ситуацию на всех уровнях. Трансформация патогенной мыслеформы в процессе терапии, дает возможность перепрограммирования патологических установок, ограничивающих убеждений, прочистки энергетических каналов
(А. Лоуэн. Психология тела, М, 2000). Отсюда виден основной принцип данного метода кризисной терапии – освобождение от негативных чувств в травмирующей ситуации.
Иерархически-ролевая концепция насилия
(Tatiana Diatchenko. Boys’ Violence towards Girls in School Groups in Russia/ Gendered and Sexualised Violence in Educational Enviroments/
Ed. by V. Sunnari, J.Kangasvuoand M.Heikkinen. OULU UNIVERSITY PRESS. Oulu, Finland, 2002, p.95 -109.)
Согласно определению словаря Ожегова насилие - это: 1. Применение физической силы к кому-либо; 2. Принудительное воздействие на кого-либо; 3. Притеснение, беззаконие. Рассматривая проблему домашнего насилия, норвежская исследовательница Ева Линдгрен определила несколько уровней насилия: от недооценки роли и значимости личности до физического и сексуального насилия. Адаптируя результаты ее исследования на русской выборке, мы провели анкетирование женщин, с целью определить, какой из видов насилия является в нашем обществе наиболее болезненным для жертвы. Самыми болезненными оказались, также, как и во всем мире, - физические и сексуальные формы. Однако такие действия как недооценка роли и значимости личности стоят чуть ли не в середине списка форм насилия, т.е. гораздо выше, чем зарубежом. В нашем исследовании уровни насилия распределились следующим образом: 1. Насмешки, ирония, высмеивание недостатков, 2. Контроль в сфере привязанностей и симпатий; 3. Контроль в сфере интересов; 4. Игнорирование, бойкот; 5. Недооценка роли, значимости личности; 6. 1) Экономический контроль, 2) Внушение чувства вины; 7. Оскорбления; 8.Шантаж или внушение чувства страха; 8. Территориальный контроль; 9. Физическое насилие; 10. Сексуальное насилие.
Уровни насилия распределяются в соответствии с силой эмоциональной реакции жертвы. Чем выше уровень, тем более сильна негативная эмоциональная реакция.
В данном случае значение имеет не столько сведение этих форм поведения в иерархическую систему, сколько осознание того, что любой из указанных способов принуждения, а не только физическое воздействие, является насилием. ЛЮБОЕ насилие вызывает негативные эмоции, является травмирующим и оставляет тот или иной след в психике человека, даже если это внешне не проявляется. Ребенок наиболее уязвим к насилию.
Как известно из нашей повседневной действительности все указанные формы поведения взрослых по отношению к детям (за исключением двух последних) являются нормальными воспитательными методами в сознании родителей и педагогов. Таким образом, те кто терпит насилие в детстве, является носителем негативной программы и все проблемы взрослого – является следствием ее.
Рассматривая различные случаи и те изменения, которые происходят с людьми в ходе кризисной терапии, можно выделить следующие причины насилия и их последствия. Ребенок, подвергаясь или наблюдая насилие (в том числе и наказание, давление, контроль), глубоко эмоционально переживает эту ситуацию. В этот момент вся ситуация, все чувства, слова записываются в подсознание (см. выше). Согласно Э. Бернсу, ситуации записываются как на магнитофонную пленку, а затем воспроизводятся при сходных условиях. Таким образом, записывается одновременно две роли: активная роль агрессора и пассивная роль жертвы.
Как же происходит выбор социальной роли, выбор роли агрессора или жертвы у людей с однотипными записями в подсознании? Почему один выбирает активную роль, а другой пассивную? Видимо, это зависит от физического потенциала, или от типа нервной системы. Ребенок более крепкий физически, с сильным типом нервной системы выберет роль агрессора, т.к. он в состоянии с ней справиться. Он, как правило, бунтует против родительской власти, конфликтует со сверстниками, всю свою накопленную агрессию выплескивает вовне. Ребенок астеничный, слабый, не способный к сопротивлению становится жертвой. Он не сопротивляется насилию родителей, послушно выполняет их директивы. Такой ребенок очень удобен, не доставляет хлопот при воспитании. Как правило, все хлопоты связаны с его слабым здоровьем. А болеет такой ребенок потому, что вся подавленная агрессия, все невыраженные эмоции разрушают его организм. Здесь агрессия направлена вовнутрь, на саморазрушение.
Подобные ситуации продолжают повторяться, когда человек вырастает. Программа жертвы глубоко внедряется в подсознание и буквально притягивает к себе обидчиков. Причем в ситуациях, когда противник слабее, такой человек переходит в активный режим, в роль агрессора, поскольку подсознание содержит обе роли. Именно по причине своей более слабой конституции по сравнению с мужчинами, женщины чаще оказываются в роли жертвы.
Но не только физиологические различия определяют выбор роли. Большое влияние имеет общественное сознание, социальные стереотипы иерархии отношений. Женщины и девочки реже выбирают агрессивные роли не только из-за гормональных различий, но в большей степени из-за стереотипов общества: женщинам предписывается быть более пассивными и терпеливыми, а мужчинам - активными, агрессивными и энергичными.
Женщина, жертва насилия, сама становится агрессором по отношению к своим детям, как более слабым существам, если, конечно, она не выберет путь подавления своих эмоций в виде соматического заболевания или не обратится за помощью к специалисту, который поможет ей освободиться от негативного заряда. Становясь агрессором по отношению к детям, мать или учительница, таким образом, запускает следующий цикл воспроизводства насилия.
Существуют и другие социальные факторы стереотипной иерархии отношений, которые определяют выбор роли: это возраст, социальный статус, расовая принадлежность. Человек на более низкой ступени этой лестницы чаще становится жертвой, когда вступает в конфликт с человеком, стоящим на более высокой ступени.
В результате переработки детских впечатлений, других ситуаций насилия и удаления из них эмоционального заряда. у человека - агрессора пропадает желание прибегать к насилию, давлению, контролю над окружающими, а жертва расстается со своей виктимностью и приобретает чувство собственного достоинства, уверенности в себе. И те, и другие просто перестают попадать в ситуации под названием "насилие". Такой результат терапии доказывает ту мысль, что потребность в насилии и виктимность - это не природные качества, а результат прошлого опыта, а также то, что насилие, даже на самом низком уровне, никогда не проходит бесследно.
Переходя на язык образов и символов, можно этот процесс представить следующим образом. Во время насилия на человека давят, сдавливают его границы, его защитную оболочку. В результате сжимается внутренняя пружина, сила давления которой, равна силе давления во внутреннюю среду или силе противожействия вовне. Эта энергия обязательно должна найти выход либо через болезнь, либо через неадекватное поведение. Таким образом, у более сильных людей пружина либо выстреливает, производя разрушительные действия вовне, у более слабых сдавливает внутреннюю среду, производя разрушения внутри.
Каково влияние насилия на развитие детей?
Давление со стороны взрослых заставляет ребенка защищаться. Естественно, все силы уходят не на то, чтобы развиваться и исправляться, а на сдерживание давления. Никакие нотации, произносимые с чувством гнева, не заставят меняться ребенка в лучшую сторону. Они только создают записи программ страха, стыда и вины – эти основные чувства, с помощью которых ребенок в дальнейшем становится неуверенной в себе, легко управляемой марионеткой. Во время авторитарного управления взрослые обычно родители и учителя), берут управляющую и регулирующую функцию лобных долей ребенка на себя. Внутри собственного блока управления такой марионетки ничего своего не формируется. Поэтому, выйдя из-под власти родителей, подросток может оказатьсяться в дурной компании. В таких компаниях отношения иерархизированы, как пирамида, и всегда нужны «шестерки» без царя в голове. Если не окажется под рукой дурной компании, то появится другой человек-манипулятор, который заменит родительский контроль.
Еще одно последствие насилия в воспитании – это лень ребенка. Родители думают, что они давят на свое чадо из-за того, что он ленив. На самом деле, все наоборот. Он ленив из-за того, что на него давили. Лень – это хорошо забытый страх. Сначала ребенок боится осуждения, затем он отказывается делать то, за что его осуждали. Затем он забывает свой страх. Потом взрослые внушают ему: «Ты лентяй», и этим программа нежелания что-то делать запечатывается в подсознании на всю оставшуюся жизнь, в течение которой человек усиленно и тщетно борется с ленью, либо трудится под действием страха в той области, в которой его осуждали в детстве. В той области, где его хвалили и поддерживали, человек работает весело, с энтузиазмом, не прикладывая особых волевых усилий. Распростившись со страхом в результате терапии, человек приобретает дополнительную энергию, которая была закапсулирована в страхе, и начинает активно действовать. Лень – это недостаток энергии, той энергии, которая идет на обслуживание негативных чувств (страха, стыда, вины) и на те усилия, которые помогают забыть их.
Грубое насилие, такое как придирки, упреки, крик, раздражение, побои родителей, т.е. все действия, вызванные разрушительными чувствами, можно сравнить со стрелами, направленными на слабую защитную оболочку ребенка. Нарушая целостность границы Я, родители пробивают эту оболочку, внедряя разрушительные чувства внутрь. В образовавшуюся брешь, излучающую негативные чувства, по принципу подобия устремляются все пороки социума – наркотические зависимости, делинквентные тенденции. Эти пороки притягиваются к пробитому ребенку, как к магниту.
Самые страшные последствия насилия в воспитании – это детские суициды. Многочисленные исследования в этой области показывают, что основное чувство, которое движет подростком, решившим свести счеты с жизнью, это чувство вины. Обычно это вина за то, что он не соответствует ожиданиям родителей. Чувство вины очень часто используется взрослыми, чтобы добиться от ребенка желаемого результата. Это чувство - очень болезненный для ребенка, но очень эффективный рычаг управления. Однако когда чувство вины достигает своей критической массы, у ребенка создается ощущение того, что нет выхода, ему никогда не удастся стать хорошим. Если нет выхода – нет будущего, тогда человек может решиться на самое страшное.
|